Органон : Литературный журнал
 

  опыты
Блогосфера Органона

 

  Семён Расторгуев: "Интернет логоцентричен" 22.09.2008: ВАСИЛИНА ОРЛОВА
теплотрасса
Семён Расторгуев - архитектор-футуролог, проектирующий не только реальные объекты, но и виртуальные, архитектор новых компьютерных технологий. Основал сайт www.cih.ru, "Центр Исследования Хаоса", где собраны самые различные материалы, от очерков о новейших направлениях архитектуры до списков нормативных строительных стандартов. Хаотичность собрания - один из принципов, которым руководствовался создатель лаборатории. Здесь всё проиллюстрировано интересными графическими элементами, и любая страница - произведение быстро развивающегося веб-искусства. Кроме того, ЦИХ.ру является своего рода матрицей для литературного интернет-журнала "Органон".


В.О.: Не так давно журнал "Time out" составил десяток лучших арт-сайтов http://www.timeout.ru/journal/feature/2887/5, и ЦИХ.ру занял пятое место. Это хороший результат, учитывая, что обогнали его такие сайты, как "ресурсы по современному искусству, принадлежащие Марату Гельману" и сайт Артемия Лебедева. ЦИХ.ру действительно отличается от сотен проектов. Сейчас нетрудно найти в интернете хороший арт-сайт. Но ЦИХ, Центр Исследования Хаоса, - еще и рассадник особой философии. На странице "Органона" "О проекте" есть упоминание о твоей теории хаоса. Что за теория?

С.Р.: Описания принципов теории хаоса пока нет. Вся теория будет описана, уже сейчас есть некоторые тексты, касающиеся различных её сторон. Например, концепция антикондиционализма http://cih.ru/pr/jc1.html. Но это только начало. Даже у Эйнштейна сначала была Специальная теория относительности, а потом - Общая. Постепенное развитие идеи характерно для сложных концепций. В некоторых случаях для понимания теории необходимо даже принять иной способ логического мышления. Например, квантовая физика исходит из того, что все события происходят относительно наблюдателя, и вокруг каждого наблюдателя складывается собственный мир. Поэтому квантовая физика, это, с одной стороны, наука, а с другой - иная логика, иное мировосприятие. Квантовая физика позволяет взглянуть на мир совершенно иначе и предлагает способы создания инструментов, меняющих взгляд на реальность и изменяющих её саму. Такое же действие призвана производить и разрабатываемая мной теория хаоса. А ЦИХ - некая интернет-лаборатория. В ней можно отслеживать взаимодействие наших экспериментов с хаосом и информационного пространства интернета. Если описывать отдельные принципы, можно остановиться на следующих:

  • отсутствие явной (привычной) упорядоченности информации на сайте (отсутствие единого центра, "фасада", иерархии, ризоматическая структура),

  • спонтанная самоорганизация структуры: иногда большинство страниц ссылается на какую-нибудь одну, и выясняется эффект. Связи между страницами создаются не раз навсегда, а различные в разное время,

  • создаются новые проекты, отличающиеся от сайта, задача - выражение новой идеи при наименьших действиях (сайт становится сообществом многочисленных проектов, имеет гибкий дизайн с минимумом постоянных элементов),

  • баланс информации - текста и графики примерно 50x50,

  • создание "странных" объектов: текстов и картинок, смысл которых зачастую не понятен самим авторам,
    неожиданное, ассоциативное расширение тематики, новые темы и идеи, новые способы представления информации (видео, аудио, 3d - модели, арт-инсталляции),

Ну, и так далее.

В.О.: Стало быть, в интернете друг с другом говорят физика и философия. Может быть, сейчас это единственное открытое место их регулярных свиданий. Семён, меня давно занимает мысль о фрактальности интернета. Конечно, самый явный фрактал - блоги с их древовидными комментариями. Но ведь сейчас и всё прочее, вплоть до новостных лент, становится похоже на блоги. Говорят о новом поколении интернета - веб 2.0. Что это такое, за вычетом градиентов и кнопок-картинок?

С.Р.: Действительно, если посмотреть на графическое изображение структуры интернета, можно заметить сходство с ацентричным фракталом. Отсутствует иерархия в глобальном масштабе, но есть маленькие повторяющиеся самоподобные структуры (сетки из нескольких серверов), из которых состоит интернет. Структура интернета напоминает скорее природный объект, чем фрактал, полученный из математической формулы. Тут, как во время "Большого взыва", проявились флуктуации - неравномерности распределения вещества и энергии в пространстве. Наш мир - не пространство, заполненное газом одинаковой плотности, а среда с огромным разнообразием содержащихся в ней объектов. Подобное произошло в интернете: сайты разнообразны, хотя теоретически в начале могла возникнуть какая-нибудь корпоративная монополия с жесткими стандартами и все страницы интернета выглядели бы, например, как страницы Википедии, то есть минимально-достаточным образом для предоставления пользователю информации. Явление флуктуаций не имеет пока вразумительного объяснения, и вполне может считаться творческим проявлением хаоса. Природный фрактал отличается от математического тем, что в нём много спонтанного.

Web 2.0 - это явление, связанное с появлением и развитием блогов, новостных лент и rss-каналов, объединяющих то и другое (кстати, они почему-то не поддерживают написание комментариев). Основная его цель - очистить и оптимизировать информацию, сделать её независимой от источника. Это некая глобализация интернета. Она могла случиться с самого момента его возникновения, но хаос, как мы видим, победил. Сейчас возникают противоположные явления: Web 3.0 - семантическая паутина, и некоторые теории насчёт Web 4.0. Эти движения связаны с повышением ценности графической, видео- и аудиоинформации в интернете, которая сейчас выпадает из зоны действия поисковых систем. Например, найти картинку по внешнему виду, не зная названия, практически невозможно. Затем предсказывается появление трёхмерной интуитивной среды интернета.


Мир как рукописный текст

В.О.: Всё это очень интересно. Лейбниц сказал, что наш мир - лучший из возможных: здесь в условиях наибольшего разнообразия действенен также принцип наибольшей упорядоченности. Вообще же число возможных миров не поддается исчислению. Не наводит ли тебя сеть, как наблюдателя и участника развития интернета, на мысли, связанные с неразрешимыми вопросами человеческой жизни: например, уж не бессмертен ли часом человек в той информации, которую он оставляет? Что происходит с информацией в интернете?

С.Р.: Да, это ещё называется "антропный принцип". Физические константы находятся в очень тонком равновесии для возможности существования человека. Если хотя бы одна из них сместится на миллионную долю процента, мы погибнем. Нет наблюдателя - нет мира. Возможно, есть самодостаточные миры, но никто о них ничего не знает до того момента, пока в них не попадёт реципиент. Это, конечно, совсем не значит, что мир устроен упорядочено. Да и его проекция в нашем сознании не может быть статична. В 90-х физическая картина универсума была полностью пересмотрена, исходя из реальных наблюдений за космосом с помощью орбитального телескопа "Хаббл". Оказалось, что галактики весят в 10 раз больше, чем планировалось. 96% вселенной заполнено неизвестным науке веществом и энергией, насчёт строения которых у нас только догадки. Говорят о "тёмной материи" и "тёмной энергии". Для их изучения был построен Большой адронный коллайдер, но мне кажется, что эффект от него будет как от "Хаббла" - расстояние до горизонта познания увеличится ещё в десятки раз. Согласно теории инверсной Вселенной вакуум - физическая пустота и содержит в себе скрытую энергию. При определенных условиях вселенная может возникнуть в любой точке пространства.

В.О.: Адронный коллайдер у тебя под подушкой.

С.Р.: То, что сейчас заполнено веществом - это, наоборот, пустоты с низкой энергией. Как куски льда в воде: чтобы они появились, необходимо не добавить энергию, а наоборот - извлечь. То, что мы видим - значительно меньшая, и возможно, даже инверсная часть того, что есть.

Упорядоченный мир, полностью объясняемый логически, в котором не возникли бы флуктуации после Большого взрыва, выглядел бы как лист бумаги, равномерно закрашенный одним цветом, а мир, который мы наблюдаем, скорее похож на лист бумаги, заполненный рукописным текстом.

И самое интересное, что в интернете как в зеркале нашей реальности существуют подобные явления. По данным исследований, существует "Глубокая паутина", количество данных в которой в 500 раз превышает количество информации, доступной с помощью современных поисковых систем. Это страницы без внешних ссылок, страницы, доступные только зарегистрированным пользователям, базы данных. А есть ещё "Тёмная паутина" - сети, не связанные с интернетом или засекреченные.

То, что есть сейчас, можно назвать "наследием", это информация, которая остаётся в сети, но не видоизменяется, если автор не желает её изменить. Вот, действительно, реальное бессмертие. Технологии движутся вперёд, и уже появляются сервисы анализа и сбора информации, в основном из rss-каналов. Со временем они, возможно, настолько разовьются, что автор сможет запустить программу, которая вела бы себя как сам автор.
Бессмертие в интернете - обратная сторона "Матрицы", твой мозг подключают непосредственно к сети и ты живёшь там в виртуальном мире, постепенно распространяя свои нейронные связи за пределы мозга и в конечном итоге полностью покидая его. Для этого необходим и сам виртуальный мир (по прогнозам: что-то вроде web 4.0) и технологии полной интеграции человеческого сознания в сеть.

Последовательный дезурбанизм

В.О.: Не думаю, что все так поспешат интегрироваться с сетью. Хотя, конечно, многим пользователям сети уже сейчас удается практически полностью покинуть если не собственное сознание, то во многом - окружающую реальность. А как, на твой взгляд, будут развиваться архивы, базы данных и библиотеки, набросанные в сети в хаотическом порядке? Когда напишут список всех списков?

С.Р.: Речь уже не идёт о списках и каталогах информации. Каталоги хорошо развивались несколько лет назад. Пришла эпоха поисковых систем. Это сказывается и на облике интернета. Если три-четыре года лишь некоторое количество сайтов имело на своей главной странице строку поиска, то сейчас абсолютное большинство предлагает именно найти информацию, а не пользоваться картой сайта. Карты сайта обретают новое значение, они теперь делаются не для пользователей, а для поисковиков. Эволюция в сторону автоматического поиска вызвана тем, что информации в интернете стало слишком много (по последним подсчётам - более триллиона уникальных документов), а кроме того, она не стабильна. Данные в интернете каждую секунду претерпевает изменения, это не текст в книге, а поток в ленте новостей или в видеосигнале. Эпоха блогов - это и эпоха поисковиков. Всё чаще можно увидеть на страницах сайтов и блогов окна Ютуба и других хранилищ видеороликов. Ещё не изобретён механизм какой-либо систематизации видеоинформации, кроме тех способов, которые применимы к тексту: поиск по ключевым словам, по названию и описанию.

Возможно, мы снова вернёмся к каталогам, но не к спискам названий, а перейдем в трёхмерную среду, в которой пользователь сможет перемещаться среди объектов разного свойства - текстов, видео, аудио, 3d. А эти объекты будут складываться в структуры в зависимости от свойств: хронологически, тематически, по обсуждаемости, популярности, по принципу совместных связей и так далее.

Структуры сложатся в мегаструктуры, и мы увидим огромное количество способов самоорганизации информации. Это может быть похоже на то, что мы видим в космосе, а благодаря трехмерной перспективе мы можем из точки пространства вдруг увидеть всю информацию интернета сразу. А потом найти понравившийся нам уголок информационного космоса, исследовать его подробнее или построить что-то своё. Так что список списков представляется мне некой постоянно меняющейся и разрастающейся Вселенной. Она будет создана еще не скоро, лет через пять-десять, вот мой прогноз. Такие работы уже ведутся.

В.О.: Какое будущее у ЦИХа? Что будет происходить дальше?

С.Р.: ЦИХ создан не только для того, чтобы предугадывать тренды будущего, но и чтобы формировать их. Предшественниками я вижу авангардистов 20-х годов XX века, я оцениваю их влияние на архитектуру и в целом - культуру последующего столетия исключительно высоко. В чем-то мы вступаем с авангардистами в диалог, но в основном это спор-опровержение. Объединяет нас интерес к динамизму, на настоящем этапе он макcимально выражен в теории хаоса - нестабильного максимума. Однако творчество наших предшественников начала прошлого века с их культом техники носило антигуманистический и по сути антиэкологический характер. Известны слова основоположника итальянского футуризма Маринетти о том, что жизнь мотора волнует его больше, чем улыбка или слезы женщины. Мы, напротив, в хаосе находим этический смысл. Этический смысл имеют не только межчеловеческие отношения. Для нас важен поиск и архитектурное воплощение паритета жизни человека и окружающего его универсума. Разум разлит в природе, и хаос позволяет ему высказаться. Авангардисты были урбанистами, мы - последовательные дезурбанисты. В принципе концепция ЦИХа тоже в чем-то воплощает это наше устремление. Часто приходится слышать от людей, что они зашли на сайт и заблудились. Как в лесу! Этого я и старался добиться.

Следующий этап - воплощение нашей концепции трехмерного сенсорного интернета. Web должен научится понимать визуальные характеристики расстояния, цвета, света (далее, возможно, осязательные - фактуры, тепла, холода или, например, вкусовые, слуховые). Современный интернет логоцентричен. В то время как известно, что современная культура и восприятие современного человека все больше ориентируются на визуальный образ. Если после изобретения печати, по Маклюэну, преобладал линейный способ мышления, то с конца 1960-х на смену ему пришло более глобальное восприятие - гиперцепция - через образы телевидения и другие электронные СМИ. Наша цивилизация все больше становиться image-oriented, ориентированной на образы. Трехмерная модель интернета будет более ей соответствовать. Сайты сходной тематики в трехмерном виртуальном пространстве могут объединяться, образуя своеобразные мегаполисы. Сейчас в интернете реализуется парадоксальная для реальности ситуация, которую Жан Бодрийяр назвал "прецессией симулякров": "территория больше не предшествует карте и не переживает ее. Отныне сама карта предшествует территории - прецессия симулякров, - именно она порождает территорию". Интернет предполагает, что если тот или иной участок сети не описан, его не существует. При этом само его описание не предполагает привычных человеку понятий "длины", "высоты" и "протяженности". Отчасти попытки генерации трехмерного пространства в сети представлены на одном из наших первых сайтов ПТАХИ (http://nmaxu.narod.ru).

Хотелось бы, чтобы в будущем посетители ЦИХа ориентировались в сложном многоуровневом сайте, как в реальном мире. Современный логоцентричный двухмерный интернет нацелен на игру с разумом человека, и мало учитывает чувства. Мы стремимся к восприятию целостного человека, хотим, чтобы на нашем портале в будущем те же цвет и звук так же, как и в реальности, могли стать носителями определенной информации, ресурсами и стимулами реализации творческого мышления, а не просто средствами декора или развлечения.

Грибы мегагородов

В.О.: Хорошо. Давай теперь коснемся тех направлений архитектуры, которые представляются тебе наиболее перспективными. Что такое "бионика"? Ты говоришь о новой более экологичной модели взаимодействия человека и окружающей среды. Представляю себе жителя, который осуществляет симбиоз или синтез с собственным сверхкомпьютеризированным домом.

С.Р.: Бионика - направление в архитектуре, которое заимствует формы природы для более эффективной (и визуально - эффектной) реализации функций зданий или сооружений. Бионика предоставляет широкие возможности решения различных интересных архитектурных проблем с помощью технологий живой природы. В этом направлении присутствуют и возможности поиска новых, функционально оправданных архитектурных форм, отличающихся красотой и гармонией, и создание новых рациональных конструкций. Еще используются строительные материалы живой природы, внимание уделяется энергиям солнца, ветра, приливов и отливов, космических лучей. Но, пожалуй, наиболее важным результатом развития бионики может быть активное участие в создании условий сохранения живой природы и в формировании гармоничного единства с архитектурой. Возможно, в будущем строительные технологии достигнут того уровня, когда мы сможем сочетать в здании экологическую форму и экотехнологии. Эффект такого сочетания должен быть очень велик. Потребуется изготовление зданий в точном соответствии с их компьютерной моделью, это будет очень точное производство, похожее не на привычную нам стройку, а на сборку самолётов или космических кораблей. У нас был проект Bio-city, в котором с человеком взаимодействовал бы не отдельный дом, а весь город.

В.О.: У тебя есть и собственная концепция: антикондиционализм.

С.Р.: Anti - против, conditions - условия. Футуристическое направление мысли, опровергающее абсолютизацию комфорта, упорядоченности и логики как основ современной цивилизации. Родилось как ответ на будущую экологическую катастрофу. Концепция антикондиционализма является, несомненно, более реальной, экономичной и экологичной, чем варианты вынужденного переселения на другие планеты. И, в конце концов, мы должны восстановить все то, что разрушили.

В рамках теории антикондиционализма был создан проект городов-стержней. Их строительство планируется на линии экватора (линии максимальной центробежной силы). Количество таких сооружений будет соответствовать численности населения Земли, которое к тому моменту перевалит за 10 миллиардов человек. Предположительно население одного города-стержня составит 100 миллионов человек. Возможно, для расселения всех жителей планеты хватит 100 вертикальных городов. Между ними - скоростные транспортные коммуникации, расположенные преимущественно над атмосферой и под землей. Антикондиционалистский город будет удерживается в равновесии с помощью центробежной силы вращения Земли. Масса сооружения выше геостационарной орбиты должна быть приблизительно равна его массе ниже орбиты, этим обеспечивается равновесие. Разница масс определяется техническими параметрами. Города подобны воздушным шарам, привязанным к Земле, - их масса на поверхности планеты в результате действия центробежных сил может быть даже отрицательной. Все элементы башен подвешены на растянутых стержнях, состоящих из углеродных волокон. Равновесие и устойчивость антикондиционалистского города и растянутое состояние несущих конструкций могут обеспечиваться с помощью внутреннего электромагнитного поля вокруг стержней, положение которых корректируется с помощью выбросов реактивной энергии. Все загрязняющие технологии в обязательном порядке вынесены за пределы атмосферы. Энергетическая система спроектирована исключительно чистая: это, прежде всего, солнечная энергия и термоядерные источники. Тепловые, гидро- и атомные электростанции запрещены. На поверхности земли раскинулись био-оранжереи - живые конструкции. Все сооружения в пределах атмосферы должны поддерживать ее состав в допустимых жизненных границах. Старая техногенная архитектура на поверхности Земли недопустима - со временем она руинируется. Природа отдается сама себе на восстановление. Планета функционирует в режиме огромного туристического объекта.

В.О.: Да-а, смело! Ну не все в этой концепции наполняет меня энтузиазмом, признаюсь. Можно мне будет остаться жить на руинах какого-нибудь симпатичного военгородка?

С.Р.: Мои проекты предполагают дезурбанизацию в целом. И не за счёт исчезновения мегаполисов, а за счёт уменьшения их наземной площади. Наблюдается расползание мегаполисов по поверхности земли, человечество идёт к тому, что все континенты будут заполнены одним сплошным городом. Я же предлагаю наоборот собирать города в компактные многоуровневые мегаобъекты, а окружающее их пространство делать похожим на дикую природу. Надо пересмотреть экстенсивное расползание цивилизации и обратиться к творческому созданию новых типов городов, как единых структур. Существующие города сравнивают с плесенью, так как это бесконечное повторение похожих структурок, соединённых связями (хорошо заметно на спутниковых снимках). Чем больше такой плесени на поверхности земли, тем вреднее условия жизни и тем сложнее жить внутри, среди всё большего количества коммуникаций. Она должна эволюционировать до грибницы, и произвести грибы мегагородов. Может быть, это будет дороже, чем расползаться по поверхности, но надо когда-то задуматься и о будущем, и лучше пока не поздно. Чем больше нетронутой природы нам удастся сохранить, тем дольше мы сможем жить в нормальных условиях. Такие проекты, как БиоСити и Антикондиционализм, оставляют нетронутую землю, как сплошной курорт, место для изучения, науки, искусства и отдыха, а не для промышленного производства, автодорог или "спальных" районов. А города в совершенном виде - как большие живые растения, в них всё сбалансировано, всё продумано и они не загразняют сами себя и внешнюю среду, наоборот, создают, например, дополнительный кислород и воду. Конечно, это очень сложно даже представить сейчас, но это проекты на столетия вперёд. Кто-то должен думать о будущем, чтобы оно отличалось от настоящего.



Биографическая справка

Семён Расторгуев родился в 1981 году в Ярославле.
Выпускник кафедры "Архитектура" Ярославского технического университета. Постоянный участник российских и международных конкурсов. Победитель всемирного архитектурного конкурса "Атлас архитектуры будущего" (проект Biocity, 2002), почетный гость XXI Международного конгресса архитекторов в Берлине (2002), лауреат российского архитектурного конкурса "Workshop Russia" (2004), участник международного мастер-класса под руководством голландской группы архитекторов "West 8" в рамках IX Венецианской биенналле (2004).
Работы экспонировались на Венецианской биеннале (2004, 2008), Московской биеннале архитектуры (2008), Международной выставке архитектуры и дизайна "АрхМосква" (2004-2007), на выставке молодых зодчих Ярославля в ЦСИ "АРС-Форум" "Город молодых" (2002-2004), публиковались в зарубежных и российских архитектурных журналах "L'ARCA", "Build das architekten - magazin", "ARC-vision", "Проект Россия", представлялись в непрофильной прессе - "НТВ", "Коммерсант", "Sync".
Лидер творческой группы "ШтоРаМаг", редактор одноименного журнала.
Автор и дизайнер первого ярославского архитектурного альманаха "Корпус".
Создатель архитектурного портала http://cih.ru/, "Центр исследования хаоса".
Работает в архитектурном бюро "Проект Меганом" (Москва).

 

 
: Органон
: Литературный журнал

©
Органон

  дизайн : Семён Расторгуев , 2008
  размещение сайта: Центр Исследования Хаоса