Органон : Литературный журнал
 

  критика
Блогосфера Органона

 

  Анна и Анна 29.05.2008 : 
МАРИЯ СКРЯГИНА 


 

Анна Козлова "Люди с чистой совестью"

Не церемонясь, вспороть тьму ножичком для кесарева и выпустить на волю чертенят, погрузиться в глубокую клоаку без акваланга и вовремя вынырнуть, заглянуть в ад, обнаружить, что там тоже копошатся люди, поведать истории из их жизни и назвать книгу "Люди с чистой совестью".

Как бывает апофатическим богословие, приближающееся к Богу путем отрицания не присущих ему признаков, так, видимо, в данном случае - это что-то вроде апофатической литературы, которая отрицает наличие в современной действительности какого бы то ни было света - ни любви, ни верности, ни дружбы, да и смысла здесь нет.

Герои Козловой - разочарованные, циничные, развращенные, уцепившись крюками судеб за ложные цели, пытаются тянуться вверх, все же понимая безуспешность и обманчивость своих попыток.

Главный герой Валера женат на Даше, дочке думского функционера. Удобное родство помогает Валере стать своим в Партии Любви, а также подружиться с лидером молодежного крыла Федором Рыбенко. Пикантность ситуации заключается в том, что Даша, недолго думая, изменяет Валере с Рыбенко, а потом они начинают жить втроем. Между делом проводятся какие-то партийные акции, прессухи, из партии выкачиваются деньги на сомнительные проектики.

Возможно, для тех, кто в курсе, какие реальные лица выступили прототипами героев, роман покажется более интригующим. Но событийно он бедноват. "И гадчайше завертелось" - скорее, завертелось стилистически, Козлова умеет держать темп повествования, и герои у нее колоритные, и пикируются они у нее - палец в рот не клади, и происходящее описывается с юмором, гротескно, иногда чересчур.

Современный московский роман уже не покидает пределы "Шоколадниц" и ресторанов. Большую часть времени герои пьют, чередуя пиво, водку, шампанское, потом мучаются от похмелья, но, к счастью для читателя, успевают поразмышлять о смысле жизни, творчестве, любви и семье. Размышления эти неутешительны: Валера еще молод, ему 27, а не хочется уже ничего. И "это безволие, оно тотально, на всех уровнях, оно победительно. Ничего настоящего просто не осталось". Рыбенко еще более категоричен: "Наш мир - говно", так что ждать ничего хорошего и вовсе не следует. Даша, любительница дорогих шубок, сапожек, исправная посетительница фитнес-центров, косметических салонов, не мыслящая жизни без шопинга, формулирует: "Главное - жить по-человечески. Чтобы были нормальные деньги, и занимайся, чем хочешь".

По-человечески. А что есть человек? Образ и подобие Божие. Весь ужас как раз в том, что человеков-то в романе Козловой и нет. Недаром, Даша, пытаясь воцерковиться, начинает видеть вокруг чертей. Человек давно променял себя настоящего на деньги, секс, алкоголь, карьеру. Что дальше? Пустота, в которую улетает Рыбенко?

И все-таки, оказывается, она есть - посланница свыше, компас, данный нам от рождения, чтобы не заплутать в мире людей. Душа, "которая все чувствует и болит"… Ее еще можно спасти.

Анна Старобинец "Резкое похолодание"

Некоторые люди обладают даром рассказывать страшные истории. Не знаю, вырастают ли они из тех, кто шепотом в темноте раскрывал тайну черного дома и черных человечков, или, наоборот, из их молчаливых слушателей. Наверное, на этот вопрос могла бы ответить писательница, которую принято называть российским Стивеном Кингом. В новую книгу Анны Старобинец "Резкое похолодание" вошли три рассказа и две повести, последние и задают тон сборнику.

Повесть "Домосед" написана от лица… домового. Домовой живет в переулке неподалеку от Патриарших прудов и хранит семью академика Вишневецкого. Только вот семьи никакой не осталось. Старик Вишневецкий умирает, его правнучка уходит жить в другое место, а квартиру сдают. Все, что имело отношение к этим стенам, к их обитателям, к истории страны - первые открытия советских ученых, черные воронки, снос церквей, война, эвакуация - все прошло… Домовой выглядывает в новый мир после смерти хозяина, видит, как изменились люди, и все больше меняется сам.

Его глазами мы наблюдаем жизнь людей со стороны, чаще с изнанки, в те мгновения, когда кажется, что тебя никто не видит, и ты спокойно совершаешь самые гадкие поступки. Домовой проникается вполне человеческими эмоциями, учится у хозяев не только хорошему, но и плохому. Его предают, и он отплачивает тем же, и жаждет всеми силами избавиться от самого светлого чувства, от того, что связывает его с людьми.

"Во мне не осталось любви. Совсем не осталось. Я молился об этом, я читал заклинания, я долго к этому шел - и вот пришел". А могут ли те же домовые жить без любви?

Действие повести "Резкое похолодание" разворачивается в подмосковном городке, где среди скучного пейзажа возвышается гора, а в горе, представьте себе, живет волшебница. Да-да, самая настоящая. И девочка Соня, замученная и родителями, и одноклассниками за лишний вес - "Фу, толстая корова!" "Скажи, ты все-таки будешь заниматься спортом?" - пишет волшебнице письма. Одинокий, несчастный человечек верит, что только хозяйка горы может помочь ей и защитить. Но существует ли волшебница? И если да, то кто она? И, правда ли, что наши желания сбываются чаще, чем мы думаем? Ответ, как и положено, будет неожиданным.

В свое повествование Старобинец вплетает простые, но часто забываемые истины: тот, кто совершил зло - не будет счастлив, тайное всегда становится явным, а ненависть способна к материализации. В мире, где потустороннее существует наряду с реальным, человеческие поступки и их последствия видятся намного отчетливее. И на самом деле в свой волшебный бинокль автор рассматривает не столько проявление таинственного в нашем мире, но, прежде всего, человеческие судьбы и отношения между людьми.

 

 
: Органон
: Литературный журнал

©
Органон

  дизайн : Семён Расторгуев , 2008
  размещение сайта: Центр Исследования Хаоса