Органон : Литературный журнал
 

  критика
Блогосфера Органона

 

  ВСЁ, КАК У ЛЮДЕЙ 03.12.2007 : 
ОЛЕГ НАЗАРОВ 


Первые страницы романа Кирилла Туровского с резким, как удары молотка названием "Никто никому ничего никогда" читаешь как одно из многих сегодня, рассчитанных на эпатаж продуктов книжного рынка.

Офицер-контрактник Дмитрий накануне увольнения из армии едет на танке в село, где намеревается купить выпивку и потанцевать на дискотеке. На обратном пути танк проламывает мост и обрушивается в реку... Друг Дмитрия Родион употребляет синтетические наркотики в слоновьих дозах, перманентно ожесточенно лается со своей подругой по имени Соня... Один брат Дмитрия Иван, алкоголик-журналист, вымучивает хвалебные сюжеты о Министре городского процветания, а младший, Алеша, - ортодоксальный пассивный гомосексуалист...

Но постепенно ощущение эпатажа сменяется на приятие текста - ведь ничего из ряда вон выходящего автор не пишет, он показывает достаточно традиционную жизнь большинства, правда, показывает её достаточно эмоционально, освещает те детали, которые люди стараются не замечать, точнее - не говорить о них.

Большинство героев романа - люди молодые. В основном им чуть за двадцать. Они росли и познавали жизнь в девяностые, а теперь им нужно жить самостоятельно. Но не получается. С одной стороны, не хочется "ишачить", с другой - останавливают некие моральные принципы. К тому же и разрыв между рекламно-глянцевым миром, который окружает Дмитрия, Родиона и остальных и собственной малоденежной жизнью никак не удается сократить.

Фабула романа и имена героев отсылают нас к "Братьям Карамазовым" Достоевского. Но это не совсем ремейк, а скорее попытка представить, какими бы в нулевые годы XXI века могли быть Дмитрий, Иван, Алеша, их отец, Грушенька, Родион, твердо уверенный в том, что он "право имеет", и Соня, студентка МГУ, зарабатывающая проституткой по вызову; фигурируют в романе и милиционер Маслобоев, и загадочный господин по имени Аркадий. И все эти фигуры достаточно органично вписываются в Москву конца 90-х - начала 00-х.

Подробности сюжета романа, по-моему, не столь важны, хотя тут есть и детективные мотивы, психологические узелки. Основное же достоинство книги - сатира, злая, порой доходящая до сарказма. Через своих героев автор пытается содрать с привыкших к жизни читателей панцирь-защиту этой привычности, показывает изнанку вроде бы обыкновенных людей. Обыкновенных среди таких же... Их необычность проявляется, может быть, лишь в том, что они способны рефлексировать.

Например, Соня пишет диплом на тему "Экзистенциальный пиздец", переживая этот пиздец на себе, а Родион, полубандит и наркодилер (впрочем, борющийся с теми, кто травит русский народ героином), постоянно с жалостью и презрением размышляет об окружающих:

"Это были люди, разочаровавшиеся в жизни и готовые уже на всё... Даже на то, чтоб погрузиться на восемь часов в чужой бред, чтобы, может, вечером была уникальная возможность вцепиться в дозы пищи, тоскливо посмотреть на своего тошнотворного осупруженного партнера в этом путешествии, черпануть по ТВ очередную порцию далеких трагедий и сказок, взвыть да и брякнуться спать, истекая дыханием, слюной, храпом, напрасно потерянным временем, непотребными желаниями, разбитыми мечтами и светлыми, но никчемными иллюзиями".

Герои книги Туровского изо всех сил хотят сделать так, чтобы было нескучно. Но скука, тиски общепринятой жизни так или иначе придавливают их. Дима, уволенных из армии, мучается от безденежья, один его брат, Иван, работает на телевидении и должен постоянно вымучивать хвалебные сюжеты о Министре городского Процветания, а второй брат, Алеша, поняв, что быть мужчиной трудно, меняет ориентацию.

Отец братьев - влиятельный бизнесмен, президент "Амок-нефти" Федор Павлович. С детьми у него сугубо деловые отношения, и если Иван и Алеша его партнеры, то бунтующий Дмитрий - противник.

О работе телевизионщиков, о ведении бизнеса, повсеместных "подставах", "сливе информации" автор пишет довольно-таки правдоподобно. Подперченные сатирой, эти детали становятся особенно интересны. Многие эпизоды романа прописаны необычайно живо, поистине кинематографически точно. Но иногда сатира перерастает в гротеск, что, по-моему, произведение слегка портит - в таких вещах достоверность, почти документальность особенно важны и дороги.

Стоит обратить внимание на язык романа. Большинство персонажей разговаривают так, как общается нынешняя молодежь этого круга. В их речах, конечно, множество англицизмов, того, что с недавних пор стало принято называть "рунглиш", но и видоизмененных вполне русских слов вроде "причехлился", "хламёшник", "мотыляюсь", "вальнуть", "прилунился", "терпила". На первых страницах они режут глаз, а к концу книги раздражают фразы, где этих слов нет.

Вообще диалоги и монологи героев очень интересны и, так сказать, информационны. Из них мы узнаем о жизненной позиции, моральных принципах (конечно, шокирующих и парадоксальных, с точки зрения лживой благопристойности) героев. Удачно использует автор прием остранения.

"- Госдума на религии очень похожа по своей структуре... - продолжал Дима задумчиво. - Ну, вот в парламенте взять типа фракции. Ну, "Единая Россия" там, "Справедливость", ЛДПР, коммунисты... И каждая фракция побольше народу хочет на свою сторону привлечь, чтобы больше голосов и денег урвать, да? Ну и религии так же... Христианство там, ислам, буддисты, мормоны. Ведь они тоже за людей, только на духовном плане, бьются. Только политические фракции за политические очки бьются, а те за духовные, но так же бескомпромиссно... <...>

- А неверующие?

- А неверующие - это как независимые депутаты. Вот политические партии якобы на материальном уровне интересы людишек отстаивают. А если ты в какую религию записался опрометчиво, то якобы она на духовном уровне тебя по жизни волоком волочет. А их фракционные лидеры, ну, там Христос, Будда, Кришна, духовно в "своих" людей вкладываются, соревнуясь. Ну, как продюсеры такие духовные".

Или вот описание футбольного матча:

"По новому взрыву животного рева Дима определил - футболисты выходят на поле. И верно. Двадцать два высокооплачиваемых коммерсанта уже выстраивались для церемонии поднятия государственных флагов. Грохнули какие-то мелодии, типа гимны. И несмотря на то что гимны и Украины, и России сменялись с калейдоскопической быстротой каждые несколько лет, некоторые игроки раскрывали, как рыбы, рты и даже делали вид, что подпевают. Некоторые жевали жвачку.

И началась так называемая игра века. И забегали коммерсанты по полю, отрабатывая вложенные в них денежки. И с ненавистью били друг друга по ногам. И дружно матерились. И хватали за майки. И жаловались, хныча, судье на несправедливые, по их мнению, особенности игры соперника".

...Многим героям романа прижиться в "буржуазной" Москве не удается. Отца братьев убивают, и убийцей признается Дмитрий; Родион "садится" на ненавистный ему героин, Иван спивается, Соня уезжает на Укарину, а Груша - в Голландию.

Наступили новые, куда более сложные времена.

 

 
: Органон
: Литературный журнал

©
Органон

  дизайн : Семён Расторгуев , 2008
  размещение сайта: Центр Исследования Хаоса