Органон : Литературный журнал
 

  критика
Василина Орлова

 
   


04.12.2009 : ИВАН ЗОРИН : Павич


...пространство между реализмом и парадоксом, «умноженные и подвижные точки зрения» /выражение Чарльза Симича/, с которых Павич рассматривает людей и события, не доступно критике. Самоирония надежно укрывает от ее притязаний.

26.11.2009 : НАТАЛЬЯ КЛЮЧАРЁВА : Боль, без которой бы нас не было


И вот ты вступаешь в книгу, как соляная кукла из индийской сказки, которая хотела познать океан. И не узнала, пока не погрузилась в него с головой и не растворилась в нем без остатка.

24.10.2009 : ДЕНИС КАРАСЁВ : Болгарский символист на русских просторах


Россия очень дружила с Болгарией. Дружила и штыками, и революциями, и товаро-хозяйственным оборотом. Еще раньше, тысячу лет назад, дружила книгами, но об этом теперь не очень принято говорить.

02.07.2009 : ИРИНА КОРОВИНА : Сияющий бес. Рецензия


Недавно вышла в свет новая книга молодой писательницы Натальи Макеевой – сборник рассказов, эссе, литературных зарисовок под общим названием «Сияющий бес».

22.04.2009 : ИГОРЬ МАЛЫШЕВ : Три штриха о Гоголе


Ничего не меняется. Всё та же вековечная тоска и мучительное счастье русского бытия.

14.02.2009 : ВИКТОР ПУЧКОВ: Имперский текст Захара Прилепина (к постановке вопроса)


В самом вопросе - является ли Россия Империей? – изначально заложена какая-то нечеткость, предполагающая ситуацию из известной индийской сказки про слона и слепцов его ощупывающих. Современная Российская Империя существует, это неоспоримый факт, который проявляется в социальной действительности не столько как явное укрепление державногосударственной вертикали, сколько как своеобразная общественно-психологическая реакция на это укрепление.

05.12.2008 : ГАЛИНА ЯКУНИНА: Мир без отечества и отчества


Григорий Мелехов возвращается к родному порогу, зная, что идёт на верную гибель. Возвращается только для того, чтобы «сбылось немногое»: увидеть сына, подержать его на руках. И Мишатка узнаёт отца в «страшном на вид человеке». Знать, не почернела душа Григория под грозовым небом революции.  Выдюжила.

02.11.2008 : ГАЛИНА ЯКУНИНА: Листвень


Все они разные, все наособицу но авторская мысль а, главное, авторская боль и тревога ваяет жесткие и яркие черты единого, узнаваемого с полуслова характера. Дочь, жена, мать, бабушка - она везде одна. Не советская, не перестроечная - русская. Русская жена всех времен.

В своем интервью газете "Труд" от 11 января нынешнего года писатель говорит, что "женщина в России всегда была главным оплотом традиционной нравственности и духовности…Самая тонкая часть воспитания, касающаяся душевных и духовных отзвуков, ложилась на мать. Отец участвовал в таком воспитании своим авторитетом, примером, мать - продолжающимся вынашиванием своего плода до полной его гражданской зрелости".

03.09.2008 : МАРИЯ СКРЯГИНА: Мычание героя: Елизаров и Глуховский


Возраст - тридцать-тридцать пять, поколение семидесятых. Деды победили в Великой отечественной войне, отцы еще строили коммунизм, внуки же стали свидетелями обрушения казавшейся незыблемой советской державы. Возможно, именно от того у них отсутствует чувство ответственности за нынешнюю действительность, перемены прошли и проходят без их участия, и имеется ощущение, что все не по-настоящему, а истинная реальность где-то там.
24.08.2008 : ИГОРЬ МАЛЫШЕВ : "Большая книга". Три мини-рецензии


Рустам Рахматуллин "Две Москвы, или Метафизика столицы", Руслан Киреев "Пятьдесят лет в раю", Илья Бояшов «Танкист, или «Белый тигр».

22.07.2008 : ИГОРЬ МАЛЫШЕВ : "Большая книга". Две мини-рецензии


«Большая книга» - премия серьёзная. Ну, уж, по крайней мере, денежная, а, значит, престижная. Маясь желанием почитать что-нибудь, я залез на её сайт и скачал две книги: «Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина» Павла Басинского и «Асан» Владимира Маканина.

10.07.2008 : МИХАИЛ БОЙКО : Я - фетишист. Из записной книжки литературного критика


Художественные тексты тоже имею свои феромоны. Только не все критики, в отличие от героя анекдота, отдают себе отчет в подлинных мотивах своих предпочтений. Аргументация, сообщаемая критиком, чаще всего не имеет отношения к действительному критерию выбора. Интеллектуальные конструкции возводятся критиком не для того, чтобы прояснить подлинные мотивы, а для того, чтобы завуалировать их и оправдать сделанный выбор постфактум.

18.06.2008 : ПЕТР АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО: Улыбка чеширского кота, или Наука быть Третьяковым


Если раньше В. Третьяков размещал свои статьи в хронологическом порядке, предоставляя таким образом читателю возможность пережить заново эпоху "третьей русской смуты", то теперь статьи весьма специфически разнесены автором по девяти разделам, причем начинается сборник с раздела № 0, который содержит две художественные сатирические "фантазии времен расцвета и заката ельцинизма" (С.19). Напомню - автор заявил свою книгу как сборник теоретических работ…

Кроме того, автор вводит новый термин - "руссогогика", под которым предлагает понимать "управление Россией" и которым, на его взгляд, в полном объеме может овладеть только один человек - Президент Российской Федерации (С. 8).
29.05.2008 : МАРИЯ СКРЯГИНА: Анна и Анна


Современный московский роман уже не покидает пределы "Шоколадниц" и ресторанов. Большую часть времени герои пьют, чередуя пиво, водку, шампанское, потом мучаются от похмелья, но, к счастью для читателя, успевают поразмышлять о смысле жизни, творчестве, любви и семье.

25.04.2008 : ОЛЕГ ФИЛАТОВ: Одно стихотворение Бориса Рыжего


И вот уже почти слышен крик (Где теперь мои печали, мои тревоги?) и как раз здесь на самой кромке, на границе происходит небольшое открытие. Параллельно изменению внешнего мира автор замечает изменения в самом себе. (Едва ли теперь бы побежал, не столь горяч.) Что-то случилось, что-то уже не чувствуешь.

09.04.2008 : НАТАЛЬЯ КЛЮЧАРЁВА: Опыт автокомментария: Никита и искушение Ивана Каляева


По большому счету, это роман о самом страшном испытании, которое выпадает людям с открытым сердцем и живой совестью: об искушении противопоставить злу - зло. И речь не просто о непротивлении, одного непротивления, конечно, недостаточно. Речь об активном делании добра, не смущаясь его малостью, не отвлекаясь и не тратя наши и без того ограниченные силы на т.н. борьбу со злом.

24.03.2008 : ВЛАДИСЛАВ РАЗДЪЯКОНОВ: На полях "Метро 2033"


Существует много легенд о царях, которые, переодеваясь в нищенские одежды, бродили по улицам своей столицы. Кто-то делал это лишь для того, чтобы посмеяться над простыми людьми, а кто-то - от того, что, утомленный дворцовой жизнью, искал новизны, которая, парадоксальным образом, оказывалась за дворцовой стеной, полной опасностей и приключений. Так и человек современности, что твой царь, пытается выбраться из скорлупы своего знакомого и упорядоченного мира, чтобы найти себя в мире, где каждый твой шаг может вести к гибели. Жизнь как путешествие не по маршруту, отказ от какого-либо картографирования жизни, от какой-либо единой структуры - это и есть утопия для самого себя.

05.02.2008 : МАРИЯ СКРЯГИНА: Сны сменяются послесониями: Улицкая и Иличевский


Вспоминая о своей вине за расстрел двух человек в белорусской деревне, Даниэль вопрошает: "Что я сделал тогда?" И отвечает: "Еще одного святого для Господа, вот, что я сделал…" Отправить безвинного человека на смерть ради спасения других - это так теперь "делают" святых? Или Даниэль имеет в виду себя - оказавшись на службе в гестапо, солгав для спасения собственной жизни, он прошел путь праведника и ложь была не зря? Как это все сомнительно.

23.01.2008 : МАРИЯ СКРЯГИНА: Пути и следы: Прилепин и Гуцко


Василий Аксенов едко заметил: "Не может стать проблемой романа проблема получения паспорта". А проблема обретения Родины? Сейчас это слово немодно. И Родина-то вроде как и не нужна: живи, как хочешь и где хочешь, можешь в так называемой "этой стране".

14.01.2008 : МИХАИЛ БОЙКО: Мое кредо


Возможно, что это утверждение Достоевского ложно. В таком случае меня интересует "народ-мазохист" как историософская абстракция, поскольку только такой народ способен к постижению истины, в то время как западная цивилизации с ее гедонистическим культом обречена на центробежное движение.

25.12.2007 : АНАТОЛИЙ ТУМАНОВ: Бесконечная тупь


Проще скажем: когда Автору очень хочется писать как общепризнанный Классик, но не можется. Или можется, но получается не всегда. Да и не везде, не во всех жанрах. Бывает и так, что не хочется и не можется синхронно, тем хуже для Автора: это предвестие скорой творческой Смерти. В результате этих комбинаций в мышлении Автора скапливается гной, желчь, разъедающие структуру мысли кислоты - его то тянет ввысь, к воздвигнутом на стремянку под самые облака Идеала, то к осознанному падению на Дно, потому как на стремянку взбираться долго, и тяжко. Да и не хочется. Проще писать "скверно, но для себя". "Русский интеллигент" пишет и публикует, публикует и пишет, втайне надеясь, что его сомнения и разочарования, злость и зависть к более удачливым коллегам не будут обнаружены читателем за исповедальным самобичеванием.

14.12.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (8)

Марина еще в юности мечтала о материнстве и вообще попыталась осуществить себя во всех ипостасях, и – надорвалась. Сущность, вселившаяся в Цветаеву, не потерпела соперничества. Детям, мужу Марина принесла только несчастья.

12.12.2007 : АНДРЕЙ РУДАЛЁВ: Вхождение в храм: Анна Ахматова

В последнее время стал достаточно популярным метод рассмотрения многих явлений культуры сквозь призму религиозной интерпретации. Путь этот сделался вдруг столь же лакомым для исследователя, сколь заманчиво для школьника раскрыть учебник на последних страницах и подогнать под известный результат решение мучительной задачи.

03.12.2007 : ОЛЕГ НАЗАРОВ: Всё, как у людей

Большинство героев романа - люди молодые. В основном им чуть за двадцать. Они росли и познавали жизнь в девяностые, а теперь им нужно жить самостоятельно. Но не получается. С одной стороны, не хочется "ишачить", с другой - останавливают некие моральные принципы. К тому же и разрыв между рекламно-глянцевым миром, который окружает Дмитрия, Родиона и остальных и собственной малоденежной жизнью никак не удается сократить.

17.11.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (7)

А Марина проповедует даже не жалеть, а «любить». Не раскаявшихся и наказанных, а проклятых, т.е. натворивших делов, сознательно свершивших такое зло, что вызвавших гнев (или неизбежность наказания) – любить.

26.10.2007 : ДМИТРИЙ ЕРМАКОВ: Квёлый реализм Романа Сенчина

Читал я рассказ или повесть Романа Сенчина, в котором герой живёт в общежитии (легко узнаётся общага Литературного института), от жизни тяжкой собирает и сдаёт пустые бутылки. Потом его начинают печатать (так прямо и пишет, что публикуют, практически всё и везде, что предложит), приглашают в Германию…

18.10.2007 : МИХАИЛ БОЙКО: Креативная сила безумия

Руднев намечает новый подход к психическим расстройствам, который называет "психосемиотикой". Суть его в рассмотрении психических болезней как специфических языковых игр, вроде детской забавы "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем". Путеводной звездой в исследовании, как и прежде, служит тезис, что нормальное сознание состоит из кусочков различных микрорасстройств. Или, иными словами, не безумие производно от нормы, а норма производна от безумия.
04.10.2007 : ВАСИЛИНА ОРЛОВА: Из чтения (III) Мужской роман

Мужской роман имеет обыкновение существовать точно так же, как и женский. У нас до сих пор сохраняется в литературе ощущение «мужского» романа как естественного агрегатного состояния, по отношению к которому «женский» – некий малопочтенный извод. Однако выясняется, и постепенно выяснится, что «мужской» – столь же маргинальный жанр, как и «женский», по отношению к некоему «общечеловеческому». Возможно, сему последнему будет подобрано название более удачное, но исхождение «мужского» из центра на периферию литературного сознания вполне явно.
24.09.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (6)

Она очень много всего написала (кроме сотен стихотворений и всего такого в стихах) - у нее была страсть к самовыражению. Масса писем к близким и полузнакомым. Эссе, статьи, записные книжки, зарисовки - она записывала все. На часть ее архива запрет наложила Ариадна - старшая дочь, до 2000 года, но и того, что было доступно - хватило на несколько томов романа об одной женщине-поэте. Не пропадает впечатление, что в женской оболочке кто-то запредельный бушевал.
18.08.2007 :
ВАСИЛИНА ОРЛОВА: Из чтения (II)

Может, прав Солженицын в своем интервью «Шпигелю», что настоящее время, как любое время перемен – никак не приспособлено к созданию выдающихся литературных произведений? А все сколько-нибудь не то что значительное, но даже заметное – создавалось исключительно в периоды «застоя», будь он «добрый» или «дурной».
15.09.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (5)

Мечты и грезы. Все оказалось не так. Не ястребиной ночи, ни зари. Гвоздь в зачуханных сенцах, и неизвестно где могила. Ей и во сне такое не могло присниться. А за что? Своему Гению служила - как мало кто! И нерукотворный памятник Он ей помог создать. А могилы нет…

28.08.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (4)

Уверена, что любой (любой), начни он писать так же, как Марина, мог также раскрыться во всем многообразии и откровенности, и неисчерпаемости, и противоречивости. И только вот Цветаева - первая, наверное, выложилась так, наизнанку. И всякий, кто с нею столкнулся - потрясается, и чем глубже в нее погружается, тем все яснее эта глыба человеческого образца.

22.08.2007 : МИХАИЛ БОЙКО: Одиннадцатый тезис

Вопрос звучит так: является ли внелитературный вклад в литературное произведение отдельной ценностью, совершенно или частично независимой от художественного качества? Или же это вообще не так? Стоит ли оценивать внелитературные достоинства удачных или, напротив, неудачных в художественном отношении произведений?

20.08.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (3)

Все напоказ! Смотрите, мне нечего бояться, я такая, и я себя такую люблю. Руки в браслетах, дома двухлетняя малышка привязана к стулу (или одна, лазает по полу, съедает всё, на что наткнётся), а она с Алей (старшей) - по Москве, за пропитанием, да, но и - по знакомым. Служить (ради детей, денег) - нет, она - поэт.

16.08.2007 : ВАСИЛИНА ОРЛОВА: Из чтения (I)

Машу Арбатову люблю давно и упорной любовью. (Ничего, что так фамильярно? Но она сама себя так величала во время оно, в пору бессмертных "Весьма откровенных книг", с которых и запал в мою липкую память и трепещущую душу этот рекламный лейбл вместе с именем автора в такой вот междусобойчиковой форме: Маша.)

15.08.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (2)

Ей принадлежат слова, мол, как можно гордиться молодостью, все равно, что солнечным днем. А как можно себе в заслугу ставить наличие у тебя такого дивного таланта? В чем твоя личная заслуга, что ты так безоговорочно себя им оправдываешь?

14.08.2007 : НИНА ЯКОВЛЕВА: Дневник о Цветаевой (1)

Кушнер пишет, что ее любят взвинченные читательницы, отождествляющие себя с выраженными ею образами и чувствами - нараспашку, в крике, страсти, и тут же - нельзя не преклоняться перед ее поэзией - такое она вытворяла со словами, рифмами, знаками препинания ("любимый знак - тире"), а это (уже мой вывод) опять "мухи отдельно, суп - отдельно". То есть дар был дан - необычайный, но не устояла перед ним, разрушила себя, не склонилась в благодарности как перед несказанным подарком судьбы, а присвоила, как свое достижение: "За то меня любите, что я умру".

13.08.2007 : РОМАН СЕНЧИН: Не стать насекомым

Под рукой живущего всегда должна быть книжка Франца Кафки "Превращение". Участь Грегора Замзы рано или поздно постигает любого, кто безропотно становится в колею, надеясь дошагать до благополучия. 



 

 

 
: Органон
: Литературный журнал

©
Органон

  дизайн : Семён Расторгуев , 2007
  размещение сайта: Центр Исследования Хаоса