блог Ольги Орловой

блогосфера Органона

27 Ноябрь 2009

постой, подумай

olga @ 6:04, написано в рубрике: Такое — Метки: ,  

Еся

пророс

19 Ноябрь 2009

Не оно, а женщина

olga @ 19:33, написано в рубрике: Такое

Я, пожалуй, сыграю на площадке моей любимой архитектуры…

люфт-механика

- механика культуры…

В середине октября в Манеже стоял дикий мороз. Проходил очередной фестиваль «Зодчество». Главными интригами этого года стали нововведение должности куратора, на которую новый президент СА Андрей Боков ангажировал Юрия Аввакумова, и присуждение национальной премии «Хрустальный Дедал», которая вопреки массовым ожиданиям архитекторов досталась бюро «АРСТ» за школу в жанре флирта с авангардом.

В этом году фестивалю «Зодчество» стукнуло 17. Возраст, когда пора уже определиться с полом. Вот на открытии русского павильона 53-й Венецианской биеннале современного искусства министр культуры Александр Авдеев, заговоривший вдруг по-итальянски, вместо l’esposizione russa («русская выставка») неоднократно ляпнул «la sposa russa» — «русская новобрачная». Художники озверели: в 53-то мужик точно знает, чего он в этой жизни хочет. Совриск — повзрослевшее искусство — определенно ОН. Куратор Юрий Аввакумов тут же томление близкого друга осознал. И повенчал русскую архитектуру с артом. У него это рецидив. 25 лет назад сватал Бумажную Невесту на Запад. Теперь она уже старушка: поместил ее в картонный Mausoleum — выставка Бумажной архитектуры составила параллельную программу не только 3-ей Московской биеннале современного искусства, но и «Зодчеству». Сдается, что именно в этом (хотя не только) треугольнике: архитектура-бумажная архитектура-совриск — искомый куратором «Индекс устойчивости» — тема «Зодчества» этого года.

Как известно, пирамида — самая устойчивая геометрическая фигура, египетские же усыпальницы — прообраз центрирующего (в плоскостном визуальном восприятии) Красную площадь Мавзолея. Другое творение А.В. Щусева — русский павильон в Венеции — медовая перспектива брачующихся — стал прототипом экспозиционных кубиков в Манеже. Их ровно 12 — столько же, сколько «башен» в российском представительстве на ЭКСПО-2010 в Шанхае. Останься здесь автором Борис Бернаскони, возможно, устроил бы шанхайский хоровод матрешек — это их давняя с Юрием Аввакумовым ксерокс-игра в куличи: вот это был бы настоящий фольклорный ансамбль! В любом случае обнаружен ещё один — на этот раз глобально-пространственный — треугольник: Италия-Россия-Китай.

Третий треугольник возникает в поле темпорально маркированных концепций формообразования в архитектуре. Они были воплощены в основных номинантах на получение «Хрустального Дедала». За прагматику настоящего отвечал неомодернизм «Даниловского вала» Сергея Скуратова (Москва). Все ожидали, что награду присудят им. Однако претендовало еще и прошлое — для чистоты эксперимента здесь самое место было для эйдетической музы Неоклассики, но ее заменили ‘не совсем мужиком’ — историзмом. Как известно, гостиница Евгения Герасимова на площади Островского в Санкт-Петербурге сначала была спроектирована в неомодернизме, но депутаты Законодательного собрания настояли на смене пола. Учатся хирургии у поднаторевших на плоти живой Москвы Юрия Лужкова & Владимира Ресина. MAPS в отчете «Точка невозврата» опубликовал слова последнего по поводу зомби-Военторга: «Это как выбирать жену, кому-то нравятся блондинки, кому-то — брюнетки. Ноги длинные или короткие, уши такие, сякие, а в целом оно симпатичное». Герасимов перемешал гендер: от брутальных атлантов в основании к женской ионике второго яруса, выше коринфские детки, после внучатый аттик. Получилось и не совсем прошлое, так как гены все равно в настоящем. Кстати, если в плане индивидуальности зодчества Китай, может быть, и наиболее уязвим, вспомним, концепт Рэма Колхаса Junk space (пространство отбросов), то вот с общественно-политической темпоральностью традиционной культуры (прошлого), рынка (настоящего) и плана (будущего) у них дело обстоит оптимально. У нас же власть множит преступления сексуально-сакрального толка.

Григорий Ревзин назвал русскую архитектуру «побитой собачкой» и перевел в разряд ‘животного отпущения’, но она мало того, что побита, она препарирована. Обратная перспектива булгаковского Шарикова. Поэтому, наверно, обсуждавшее статью коммерсантовского критика жюри главную национальную награду державы присудило безвестному ЗАО «АРСТ» за здание на столичной улице Советской Армии. Собачку сделали не то, что красной, но еще и слегка «перебинтовали»: в назидание об исторической драке? Речь не только о Гражданской войне, но и о ‘сталинградской’ битве, в которой пал смертью храбрых Авангард, и о с хрустом потом заваленной модернизмом Никиты Сергеевича кисейной гигантоманше Неоклассике. Но в целом спиритический сеанс взвывания к духу Авангарда актуализировал его утопически-футурологическую потенцию — это вершина формотворческого почти в духе Казимира Малевича движущегося треугольника. Авангард, разумеется, мужчина. Неоклассика — 100 % дама.

Опять же для чистоты эксперимента могли бы призвать кого-то из провинции, благо многие уже и так в Москве. Тогда бы устранилась бинарно-столичная шаткость и возник еще один треугольник: в конце концов, Ярославль —  третья столица России, откуда в 17-ом веке, почти что 17-ом году, пришли освобождать страну Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, памятник коим в отличие от сдвинувшего его Мавзолея точно центрировал когда-то Красную площадь в трехмерной проекции. Перечитайте историю — это почти сюжет для перфоманса в духе «Аврора»-забав бюро «Арт-бля» с взятыми на прокат в Мосфильме шинелями: стан Пожарского на Остоженке, фланговый удар в районе современного Крымского моста и т.д. Если старикам веселиться поздно, благо студия воспитывает деток «ДЭЗ №5». Дедальцы же видимо действовали по дотационной логике: провинция — это города-дети (Ярославль списан как старик: в следующем году 1000-летие). А здесь здание школы, и учащиеся — обобщенный образ устремленной по призыву Президента Дмитрия Медведева в будущее страны. Футурология — как раз тема следующего Всемирного конгресса Международного союза архитекторов (МСА), который пройдет в Стране Восходящего Солнца в 2011 году. Подготовка к нему определит, кстати, и тему «Зодчества-2010». А третья искомая точка опоры на провинцию, возможно, просто перенесена в будущее: «Периферия» — тема Второй московской биеннале архитектуры, которая пройдет в ЦДХ летом.

Тема «Индекс устойчивости», безусловно, обыгрывает выдвинутый Норманом Фостером тренд sustainability. А также слоган-2009 МСА: «Энергия архитекторов против глобального кризиса» (Architect’s energy versus global crisis). По иронии судьбы неботык «Россия» сэра хай-тек-прородителя именно благодаря кризису не встал. Но за материализацию призрака энергично взялась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. В башне «Газпрома» взрывоопасно намешана образность двух главных отечественных арх-преступников: Сталина и Хрущева. Встречаются они в известном анекдоте в аду и у каждого тк-звезда на груди. «Я творец коммунизма». «А я?» «Тварь кукурузная». Звезда в плане башни Охта-центра как дьявольская метка на теле города Святого Петра. В основе плана Башни «Россия», напомним, был треугольник. На «Зодчестве» этого года мистическую Русскую Красавицу отстроили в пространстве культуры. В плане она — снежинка. Четвертый элемент обретет точку опоры летом. Дело лишь за пятым, господа.

Блиц-интервью с куратором фестиваля «Зодчество» Юрием Аввакумовым.

На устроенном Вами в сети интерактивном обсуждении Вы отмечали, что кураторство — не футбол, не командный вид спорта. Зачем Вам потребовалось устраивать конкурс кураторов?

— Чтобы архитекторы учились показывать свою работу наилучшим образом. Вы считаете, что конкурсы похожи на футбол?

По крайней мере, наши архитекторы любят играть в футбол. А среди кураторов — архитектором когда-то были Вы один. Почему право пенальти у Сергея Чобана?

— Большинство других участников продемонстрировали дизайнерские решения. Чобан предложил не столько форму, сколько содержание.

Да, но его «(Не)прикосновенный запас» повторял содержание журнала Speech. Не смутила такая экспозиционная ‘вторичность’ по отношению к бумажному носителю?

— Если бы оно повторяло содержание «Проекта Россия», можно было бы говорить о плагиате.

Вам был важен мультимедийный формат подачи конкурсантами материала. В этом смысле Чобан и его соигрок Ирина Шилова промазали, даже при том, что ворота никто не защищал. Мы ждали зарождения новой русской медиа-архитектуры по принципу открытой когда-то Вами Бумажной. Хотя, возможно, медиа-формат лишь проблематизирует современную серфингующую рецепцию архитектуры, обозначенную Вами когда-то в подписи к палладианскому палаццо: «Эти окна смотрят на нас 500 лет, ты в них заглядываешь на 5 минут».

— Архитектуру мы воспринимаем всеми органами чувств, а представляем почему-то на пенопластовых планшетах. Это не рецепция, а редукция.

В своем ЖЖ Вы анализировали главную экспозицию 3-ей Московской биеннале совриска «Против исключения», разделив ее посетителей на двух- и трехмерных. Органолептику выставки Жана-Юбера Мартена, включающую помимо 3D параметров пространства, звука, цвета и света еще и осязание и запах, безусловно, следовало попробовать в реале. Такого чувственного стерео-опыта на «Зодчестве» явно не хватало.

……………………………

Чем единоличное судейство лучше существующей практики выдвижения кураторов, представляющих российскую архитектуру на международных смотрах?

— Существующей практики нет, есть закулисные назначения. Для небольшого тренировочного конкурса не нужно много судей. И еще, повторюсь, я никогда и нигде не предлагал заменить собой Минкульт. Это вопрос СА России.

В интервью порталу archi.ru Вы отметили, что «Зодчество» могло бы соревноваться с Арх Москвой. Может ли, на Ваш взгляд, с московской состязаться архитектура всей остальной страны?

— Я говорил о типе зрелища, а не об архитектуре. За российскую (а равно и за московскую) архитектуру я ответственности не несу.

Совпал ли выбор жюри фестиваля в присуждении «Хрустального Дедала» этого года с Вашим личным?

— Даже не думал. Пока российский конкурс носит имя античного преступника, он мне неинтересен.

Работает на WordPress

© 2008—2009, Органон ,   Блоги Органона.

При использовании любых материалов ссылка на данный блог или Органон обязательна.
© Wordpress—блог на www.cih.ru.   Тех. поддержка: heliar.   Дизайн wp—темы: Семён Расторгуев.